porcellus (porcellus) wrote,
porcellus
porcellus

Дураки против Левиафана



вчера на Дожде посмотрел интервью Андрея Звягинцева. [ну и?]несмотря на попытки Ксении вывести режиссера на рассуждения об особой русской специфике, изображенной в Левиафане, Звягинцев настаивал на общечеловеческом мессидже, который он старался донести до зрителей разных стран. эта интерпретация мне близка настолько же, насколько вызывают недоумение попытки свести дискуссию о картине к обсуждению в какой степени этот фильм русофобский, насколько антиправославный или антипутинский. сам Звягинцев объяснил подобные ограничительные рамки проявлениями узости мышления. я благодарен режиссеру за эти пояснения, они в целом совпадают и с моими впечатлениями от фильма.



операторская работа, рельефно передающая красоту суровой северной природы, создает атмосферу скандинавского нуара.


но собственно я хочу написать о другом. [о чем же??]если Левиафан в моем представлении является одной из лучших социальных драм последних лет, близкой и понятной людям всех стран и континентов, то Дурак Юрия Быкова имхо в значительно большей степени может претендовать на деконструкцию в плоскости современных российских реалий. вот где богатая пища для обвинений в утрированном показе беспросветности русской жизни, прогнившей до кончиков ногтей системы власти, и главное, безмолвствующего населения, живущего по принципу 'моя хата с краю'.

да, безусловно, этот фильм жестко обличает сложившиеся за многие годы бесчеловечные принципы сосуществования простого народа и власть предержащих, ненавидящих друг друга, относящихся с непониманием и презрением. но также это аллегорическое обличение тех немногочисленных людей, можно назвать их как угодно, оппозиционерами, либералами, борцами за гражданское общество, которые беспомощны и ограничены в своем непонимании жизни и психологии своих сограждан. такие, как показанный в фильме, 'дураки', имеют сходство с властью в том, что воспринимают большую часть жителей страны, как некие объекты, как животных в зоопарке или на ферме. только если власти умелыми жестами приспособились доить это стадо, кнутами и дозированными пряниками добиваясь покорности, а иногда и просто издеваясь себе на потеху, то прекраснодушные дураки жалеют бедных зверушек, по мере сил пытаются спасти их от злых карабасов и искренне не понимают, почему их подопечные не хотят уходить из загона, да еще и стараются куснуть освободителей.

в финальной сцене картины раскрывается этот эпик фейл, когда прекраснодушный гг, от которого отвернулась семья и прокляли власти, пытающийся пинками и матюгами выгнать жителей из грозящего обвалиться дома, получает в ответ удар поддых.



мы-то зрители, знаем об убежденности героя, его расчетах, о том, что дом должен упасть в считанные часы. мы можем в очередной раз порассуждать о фатализме и покорности русского народа перед лицом катастрофы. но можно встать на сторону этого народа и увидеть ситуацию в ином ракурсе. гг не удосужился рассказать жителям дома о признаках надвигающейся катастрофы, он предпочел прыгать и метаться перед городскими начальниками. когда ничего не понимающих людей в легкой одежде выгоняют из их убогого и неуютного жилища в еще больший не-уют зимнего мороза, это выглядит не меньшим измывательством, чем циничные многоходовочки правителей города.

показанное в фильме уместно сравнить с жесткими временами начала 90-х годов прошлого века, когда миллионы людей выгнали на улицу в легкой одежде, успев только сказать, что им будет так лучше. вот почему сейчас столь многие мечтали бы вернуться в сладкий совок, несмотря на густую сеть трещин, которые покрывали его основание.

этот фильм мне кажется, о том, что у людей должно быть право на информацию, право голоса и права решать за себя, не вестись на безапелляционные указания, какими бы благими намерениями они ни были продиктованы. действующие власти не откажутся от проверенных методов управления народными массами, залогом эффективности которых является поддержание низкого уровня культуры и образования, постоянный прессинг в стремлении показать право сильного решать за всех. но прекраснодушным борцам за свободу и благоденствие народа не следует в своих представлениях уподобляться активистам гринписа, выпускавшим несчастных нутрий из клеток на волю, на съедение волкам. люди не нутрии, живя в клетке и ничего не решая, они вправе спросить у того, кто отпирает засовы, что их ждет на воле - голодная смерть, зубы хищников, либо возможность жить лучшей жизнью и защита от врагов. если ответом будет невнятное мычание и общие рассуждения, можно не сомневаться, что чуткий слушатель уловит звуки ударов поддых, потом в челюсть, потом чавкающий с ноги по яйцам, и скрежет запираемого изнутри засова.



Tags: быков, дурак, звягинцев, левиафан, народ и власть
Subscribe

  • Страна как зона

    Печально сознавать, что общественно-политические реалии на одной восьмой части суши все больше напоминают организацию жизни колонии-поселения. Тем…

  • для gps-восприимчивых поклонников сервиса Яндекс-пробки

    недавно, знакомая девушка (возможно кое-кто догадается о ком идет речь:), безудержно доверяющая своему навигатору, пожаловалась на полчаса страха и…

  • Сохраним Красную Лягу!

    требуется максимальный репост и тяга капитально вложиться в благое дело восстановления у русских странная способность - помогать всем другим и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments