porcellus (porcellus) wrote,
porcellus
porcellus

  • Mood:

Страна как зона

Печально сознавать, что общественно-политические реалии на одной восьмой части суши все больше напоминают организацию жизни колонии-поселения. Тем самым, как бы сам факт рождения и проживания в самой лучшей стране приравнивается к не особо тяжкому, но преступлению.736991 [и что же дальше]

В патриархальные времена, на протяжении столетий, эта необъявленная вина разумелась сама собой и оформлялась под видом крепостного права. Правда и тогда, по свидетельствам современников, объекты и субъекты этого права имели совершенно противоположные представления о сути своих взаимоотношений. Если крепостные крестьяне были уверены, что работая на помещика, они оказывают ему добровольную услугу, по широте своей души, и вот-вот наступит время освобождения, то помещики были абсолютно убеждены в том, что дармовая рабочая сила свалилась им как манна небесная за особые духовные и интеллектуальные качества.

vbBQVqW-EZA

Это базовое недопонимание между различными социальными слоями, уже в 19 веке начавшее проявлять свою разрушительную силу, привело к событиям 1917 года и Гражданской войне.

В воспоминаниях о Красном терроре, многие свидетели, описывая жестокое противостояние красных и белых, демонстрировали особое отношение к людям другого социального круга, жившим вместе с ними в одной стране.

Вот пишет в своем дневнике баронесса Фрейтаг фон Лорингофен: «После завтрака мне пришлось сходить <…> к доктору. Улиц не узнать, они полны исключительно чернью. Все вооружены, не исключая женщин и подростков. На извозчиках поминутно проезжают какие-то пьяные типы с ружьями на взводе, раскачиваясь во все стороны и на всю улицу горланя…».

Очевидно, эта неприязнь была взаимной и за подавляющим преобладанием представителей «черни» в крестьянской стране, итог гражданского противостояния был предсказуем. К удивлению сановных надзирателей, подданные освободились от цепей и пустили в расход своих охранителей.

843462_original

Сменились лица, но суть осталась прежней. Диктатура пролетариата не скрывала своей задачи по созданию общества, как единого сплоченного механизма, где права личности являются пустым звуком, большинство населения имеет право жить и трудиться во имя светлых идеалов, проводниками которых являлась кучка адептов Священных Трудов Великих Теоретиков, совершавших литургии на холме-мавзолее.
0_2b13b_4ab649d4_XL

Прошло время, Россия, подражая своей заклятой подруге Америке, стала страной равных возможностей. Любой житель, пройдя определенный ритуал проверки на лояльность, может получить право называть других чернью и с радостью вносить изменения в распорядок жизни сограждан.

61670_foto1_03

События последнего времени показывают желание определенной части истеблишмента следовать вековой традиции. Когда лет пять назад, Александр Подрабинек написал эмоциональную статью про вертухаев, он будто предвосхитил то, что тогда витало в воздухе, а теперь стало реальностью, растиражированной «бешеным принтером». Управляют этим принтером те, кто считает себя вправе объявить страну неприступной крепостью «для вероятного противника», устанавливать нормы потребления продуктов, номенклатуру заграничной рыбы и сыра, вина и шпрот. Те, кто с видом святоши лезут к нам в трусы, с целью нащупать запрещенное кружевное белье и неловко держат свечку, чтобы внимательно разглядеть, кто там кому дает в задницу. Те, кто устанавливает норму передач «с воли», ведь непорядок, если кое-кто ухитряется получать посылки с Ebay’я в обход окошка выдачи. Курить только в положенных местах, ходить выпивать строем с 11 до 22. Заходить в Интернет только по паспорту на разрешенные сайты, выбирать старшего по камере, который будет следить, чтобы хлеба и воды досталось всем.

1372219749_0745.1000x800

Конечно, не все согласны со складывающимся положением вещей. Но к сожалению, эти немногие мыслят в тех же категориях зоны, как и большинство лояльных сидельцев. Подобно тому, как первым делом, восставший народ Франции порушил Бастилию, являвшуюся символом угнетения и политических репрессий, отечественные борцы с системой предлагают сломать стены, отменить порядок выдачи пропитания, убрать часовых с вышек, умалчивая тот факт, что эти многолетние атрибуты зоны уже стали органичной частью самой страны.
397900493815541248

Первая попытка сделать что-то подобное в начале 90-х годов прошлого века закончилась бандитским беспределом, хозяйственной деградацией обширных территорий, появлением удельных правителей, под шумок получавших свои профиты и всенародными призывами поставить нового четкого надзирателя.

5986

Недавно на Снобе была опубликована статья писателя Дмитрия Глуховского «Вы не патриоты», где он пытается доказать, что патриотами являются не те, кто поддерживает порядок на зоне (как они это себе представляют), а те, кто пытается эту зону разрушить. При этом под завалами могут оказаться и первые и вторые.

0_43e9_f64b7c42_XL

Патриотизм, по известному выражению, последнее прибежище негодяя. Пытаясь присвоить себе, либо кому-то другому атрибут «патриотичности», невольно попадаешь в это самое прибежище.

В известной книге «Метро 2033», Глуховский описывает подземелья метро, как миниатюрную аллегорию большого мира, пытающегося спастись от внешней опасности под хрупкими перекрытиями станций и тоннелей.

В один из переломных моментов ГГ размышляет: «Ради чего он это делает? Чтобы жизнь в метро продолжалась? Да. Чтобы на ВДНХ и дальше растили грибы и свиней, и <…> чтобы незнакомые ему люди вернулись и опять мирно зажили на Алексеевской, и на Рижской, и чтобы не затихала беспокойная торговая суета на Проспекте Мира и на Белорусской <…> и чтобы тысячи людей по всему метро дышали, ели, любили друг друга, давали жизнь своим детям, испражнялись и спали, мечтали, боролись, убивали, восхищались и предавали, философствовали и ненавидели, и каждый верил в свой рай и свой ад <…> Чтобы жизнь в метро, бессмысленная и бесполезная, возвышенная и наполненная светом, грязная и бурлящая, бесконечно разная и именно потому такая волшебная и прекрасная, человеческая жизнь продолжалась.»

metro_06

Невозможно быть патриотом бетонных стен, низких потолков и грязных коридоров. Герой повествования вернулся в метро, почувствовав высший гуманистический смысл существования этого уродливого сооружения, дающего пристанище слабым и потерявшим веру в себя.

Быть последовательным гуманистом, прежде чем объявлять себя врагом системы, значительно сложнее, чем управлять бульдозером, втаптывающим гусеницами в землю замшелые стены, возводившиеся столетиями.

Нельзя ожидать проявления гуманности от надзирателей, но сломав стены, можно выйти на свободу с чистой совестью, только в том случае, если перестать слушать своего внутреннего вертухая, подсказывающего жизнь по понятиям, девальвирующим ценность человеческого существования. Того самого качества, которого так не доставало жителям нашей зоны за последние столетия.

oswc vugavgog amerhr f rd-5
Subscribe

  • Дураки против Левиафана

    вчера на Дожде посмотрел интервью Андрея Звягинцева. несмотря на попытки Ксении вывести режиссера на рассуждения об особой русской специфике,…

  • для gps-восприимчивых поклонников сервиса Яндекс-пробки

    недавно, знакомая девушка (возможно кое-кто догадается о ком идет речь:), безудержно доверяющая своему навигатору, пожаловалась на полчаса страха и…

  • Сохраним Красную Лягу!

    требуется максимальный репост и тяга капитально вложиться в благое дело восстановления у русских странная способность - помогать всем другим и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments